Довольно популярным является мнение, что магический круг, который строится для проведения ритуала, – неотъемлемая часть колдовства, сущая от начала времен. Идея интересная, романтическая – и не совсем верная.
Собственно круг как геометрическая фигура действительно является одним из древнейших сакральных символов человечества, который связывается с идеями совершенства, бесконечности, вечности, единства, динамичности, завершенности, и т.д. На основе всего этого немаленького поля значений в конечном итоге сформировалось 2 ключевых функции круга в магии. В сути своей они, несомненно, связаны, однако выделить их по отдельности кажется мне необходимым.

1. Круг – защита от вредоносного влияния извне.

Основанная, как нетрудно догадаться, на замкнутости этой наиболее совершенной из геометрических фигур, идея защитного круга, встречается в самых разных культурах. Она может быть выражена в черчении/рисовании/ формировании круга из каких-то значимых предметов (вроде специальных трав), в обходе кругом чего бы то ни было для защиты и т.д. При этом для совершения колдовского или религиозного обряда (если он не предполагал сам по себе контакта с опасными силами) круг, в общем-то не требовался. В культурах, не тронутых идеями христианства, мир, при всей его структурированности (деление на Верхний-Средний-Нижний миры, на 9 миров Иггдрасиля и т.д.), был достаточно проницаем для того, чтобы люди и иные существа (боги, демоны, стихийные и прочие духи и т.д.) могли взаимодействовать между собой. Да, традиционно какие-то места считались для этого по ряду причин наиболее подходящими, но этого было вполне достаточно – дальше дело было уже непосредственно за совершаемым действием.

2. Круг – модель Вселенной, с которой работает практик в ходе ритуала.

Несмотря на то, что деление окружающей действительности на “наш мир/ чужой мир”, “мир живых/ мир неживых” и т.д. – то есть в конечном итоге на Космос (известное пространство, обитаемое) и Хаос (враждебное, неизвестное, чужое) характерно для различных культур, сами понятия эти были сформированы в Древней Греции. Многие греческие философы (хотя помнят чаще всего Пифагора) говорили о Вселенной как о Космосе – гармоничном, совершенном явлении, противопоставляемом изначальной неупорядоченности Хаоса. Естественно, что из этой пары лишь Космос был пригоден для жизни. Так вот, выкристаллизовавшись в стране богов и героев, пройдя со временем через призму христианской мысли, идея космоса-круга в итоге явилась в западной магической традиции в качестве рабочей модели, в рамках которой и действует оператор-маг. Нетрудно догадаться, что сам стоящий в круге маг в этом случае берет на себя роль Творца. Круг в этом случае имеет очень сложную структуру, строится с использованием различных Божественных имен, слов силы, символов, связанных с проводимой работой и т.д. В случае работы с демоническими силами круг, конечно, выполнял и защитную функцию, отделяя мага (в его Космосе) от демона за пределами круга – порождения Хаоса.
В конечном итоге в современные нам колдовские направления (европейские!) круг, создаваемый как система, по неким правилам (с несколькими концентрическими окружностями, границами, призывом Стихий, делением на четверти и т.д.), пришел именно этим путем.

Разумеется, на практике однозначно разделить эти 2 назначения магического круга не всегда легко. Да и нужно ли? Понимание круга как вселенной в миниатюре, в границах которой мы взаимодействуем с Богами, творим ритуал, кристаллизуем свое намерение для явления его во внешний мир порой вполне органично соединяется с идеей круга-защиты: защиты от лишнего влияния. Да и построение “по случаю” круга защитного может мыслиться как акт утверждения себя “в Космосе”, тогда как некая враждебная нам сила принадлежит к Хаосу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *